Меню сайта
Категории раздела

Консультация для воспитателя
07.04.2025, 11:19

Мастер класс для воспитателей на тему:

«Как и зачем учить детей задавать вопросы»

 

Добрый день, меня зовут ……

Я рада вас видеть сегодня ,друзья,

Прошу отвечать громко «нет» или «Да»

Хочу я услышать ваш честный ответ,

Детей вы любите ,да или нет?(да)

Чтоб деткам своим во всем помогать

Вы что то новое хотите узнать?(да)

Кошмар этот помним со студенческих лет

Мы скучные лекции слушаем да или нет?(нет)

Чтоб дух мастер класса нам сохранить

Вам нужно в работе активными быть? (да)

Тогда вас прошу мне во всем помогать

Приветствие кончилось ,можно начать

 

Вот так за пару минут ,благодаря правильно поставленным вопросам я узнала ,что вы любите детей, стремитесь к новым знаниям и не любите скучные лекции.

Тема нашего мастер класса «Как и зачем учить детей задавать вопросы»

 

А считаете ли вы полезным навык  умения задавать вопросы и нужно ли этому учить детей?

- Да,нужно.

 

Различают семь групп вопросов: уточняющие, «почемучкины», воображаемые, описательные, оценочные, субъективные, восполняющие.

  1. Восполняющие. Когда? Какие? (с 2,5 лет)

Это вопросы, отвечая на которые нужно получить какие-то конкретные сведения, вспомнить и воспроизвести некую  информацию. Например, если вы почувствовали, что для решения проблемы вам не хватает данных, вы можете задать эти вопросы окружающим или самому себе. Например: «Когда появилась туча?», «Какие бывают тучи?».

  1. Описательные. Что? Где? Как? Кто? (с 3-х лет)

Это вопросы с помощью которых можно узнать о свойствах объекта (цвет, форма, величина и т.д.).  

  1. Каузальные. (почемучкины вопросы). Почему? Отчего? (с 4-х лет).

При решении проблем они могут вдохновить вас на свежие идеи, позволят получить развернутую информацию об интересующем вас объекте и выяснить непонятные вам причины действий и поступков людей и явлений. Например: «Почему туча темного цвета?». «Почемучкины» вопросы свидетельствуют о появлении и развитии познавательного интереса у детей.

  1. Оценочные. Что лучше? Что правильнее? Что еще может интересовать? (с 4-х лет)

Эти вопросы помогут вам дать предельно точную оценку связанным с вашей проблемой предметам, событиям, фактам. Например: «Что хорошего (что плохого), что появилась туча?». Оценочный тип вопроса ведёт к развитию основ диалектического мышления.

  1. Воображаемые (гипотетические). Что было бы если? Что случилось бы?(с 4,5 лет)

Это вопросы, в формулировке которых присутствуют элементы условности, предположения, прогноза. При решении проблемы вы можете задать их себе, когда вам требуются новые идеи, необходим творческий допинг. Например: «Что будет, если не будет туч?». Воображаемый тип вопроса не только побуждает детей к фантазированию, но и учит формулировать элементарные гипотезы.

  1. Уточняющие вопросы. Верно ли что? Надо ли создавать? Должен ли? Правда, что? (с 5 лет).

Цель этих вопросов — уточнить информацию, которую вы только что получили от собеседника. Иногда их задают для получения информации, отсутствующей, но подразумевающейся в сообщении. «Верно ли, что туча состоит из воды?». Уточняющий тип вопроса требует расширения знаний по изучаемому объекту. Целесообразно, чтобы дети сами искали ответы на эти вопросы.

  1. Субъективные. Что вы об этом думаете? Что я об этом знаю? (с 5,5 лет)

Спрашивают собеседника об его отношении к чему-либо или о его поведении в определённой ситуации. Что вы думаете о надвигающейся  туче?  Субъективный тип вопроса ведёт к самостоятельности мышления и критичному отношению к своим знаниям. Целесообразно при работе с данным типом вопросов на место «схема признака» ставить не только имена признаков, но и свойства характера или поступки литературных героев.

 

В повседневной жизни дети задают много вопросов. Вопросы различаются по тематике, глубине, мотивам, по ним можно судить о направленности интересов ребёнка. Детские вопросы являются важным средством развития их познавательной активности. Бытует мнение о том, что дети и так задают слишком много вопросов, поэтому нет необходимости учить их задавать вопросы. Вместе с тем, наблюдения показывают, что в образовательной деятельности дети практически не задают вопросов воспитателю, напротив, воспитатели задают вопросы детям. В этом случае воспитатель работает без обратной связи, он не погружает детей в ситуацию активной мыслительной деятельности

Задавание вопросов — это не только способ получения информации, но и важный элемент развития критического мышления, любознательности и коммуникационных навыков.

Как вы знаете все вопросы начинаются с вопросного слова, но как побудить детей их задавать?

Существует множество методов и приемов ,но ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра.

 

Предлагаю Вам проиграть в игру с  призом

Вы  задаете уточняющие вопросы о том, что лежит в ящике. Игра по типу «Да - нет». Приз получает тот, кто угадает.

Ящик,альбом

-это живое?

-это полезное?

-это вкусное?

-какого оно размера

-это пригодится в работе

-это круглое?

-это квадратное

-на нем можно рисовать

-эта вещь из бумаги

-это альбом и тд

Желая получить приз ребенок при помощи вопросов выяснил, что альбом сделан из бумаги, он не большого размера, полезен в работе и на нем можно рисовать,

Игра «Закрытая картинка».

Цель. Упражнение детей в умении задавать вопросы описательного и восполняющего типа.

Ход. Воспитатель показывает на перевернутую картинку и объясняет, что здесь нарисовано что-то очень интересное. Затем он просит детей:

 Сделай то же самое, что девочка делает на этой картинке.

Дай мне такой же мячик, как на этой картинке.

Дай столько же кубиков, сколько на этой картинке.

Дети поставлены перед необходимостью задать вопрос воспитателю: 

Что делает девочка?

 Какой мячик по цвету?

Какого размера мяч?Сколько кубиков по количеству? и т. д.

Категория: Мои файлы | Добавил: ivanovranid
Просмотров: 6 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2025
uCoz